все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Анализ обстоятельств и причин аварии при подготовке массового взрыва на руднике «РАСВУМЧОРР»

Дата публикации: 23.09.2009

Для производства массового взрыва на руднике «Расвумчорр» ОАО «Апатит» 10.12.08 было завезено 30 000 кг гранулита АС-8 производства ОАО «Промсин-тез», 2424 кг патронов аммонита 6ЖВ диаметром 90 мм и 2500 м детонирующего шнура ДШЭ-12. Взрывчатые материалы были разгружены и складированы в транспортной сбойке (ТС) на специально подготовленные стеллажи.

Зарядная машина МЗКС-160 № 1 находилась в вентиляционно-транспортном орте (ВТО-11) в районе сопряжения с буродоставочным штреком (БДШ-114), в котором располагалась резервная зарядная машина МЗКС-160 № 4.

Загрузку ВВ в бункер зарядной машины МЗКС-160 № 1 осуществляли вручную: к зарядной машине подносили мешок с ВВ, вскрывали его и содержимое засыпали в бункер. До момента аварии было заряжено 13 480 кг гранулита АС- 8,270 кг аммонита 6ЖВ, 540м ДШЭ-12.

По данным сейсмостанции, в 20 ч 22 мин произошел несанкционированный взрыв ВВ в бункере зарядной машины МЗКС-160 № 1. По мощности он соответствовал взрыву примерно 9 кг ВВ в тротило-вом эквиваленте. В результате взрыва ударной воздушной волной, кусками горной породы и осколками зарядного оборудования были смертельно травмированы 6 человек (трое работали на зарядной машине и трое разгружали ВВ, находились в непосредственной близости от места взрыва).

В 20 ч 37 мин диспетчер Расвумчоррского рудника получил информацию от постового, что в районе зарядки скважин произошел несанкционированный взрыв. В 20 ч 49 мин диспетчер сообщил об аварии в Расвумчоррский военизированный горноспасательный взвод (ВГСВ) Кировского военизированного горноспасательного отряда (ОВГСО) и приступил к выполнению мероприятий по спасению людей и ликвидации аварий, согласно Плану ликвидации аварий.

На момент взрыва в буровом штреке (БШ-18) и вентиляционно-транспортной сбойке (ВТС-11) находились два звена. Первое в составе 5 чел. с кабины самоходной установки «Мультимек 1000» № 32 заряжало скважины и оказывало помощь при зарядке (оттаскивали зарядный шланг). Второе звено, состоящее из 3 чел., закончив заряжание, ожидало команду на продувку зарядного шланга. Один человек находился в кабине «Мультимек 1000» № 32. От воздействия ударной взрывной волны произошло падение рабочих с кабины самоходной установки «Мультимек 1000» № 32. Горный мастер, убедившись в том, что все, работавшие на зарядке скважин, живы, дал указание взять самоспасатели и срочно двигаться за ним. Группа из 7 чел. начала перемещаться по ВТС-11 и далее по буровому орту (БО-15).

Вследствие взрыва произошло возгорание мешков с гранулитом АС-8 в транспортной сбойке. Горение распространялось вдоль штабеля в сторону вентиляционной обходной сбойки (ВСО-11) по исходящей струе.

Когда основная группа рабочих отошла от мешков с гранулитом АС-8 примерно на 40 м, горение достигло стеллажа с патронированным аммонитом 6ЖВ и тары с ДШ, которые, подвергаясь сильному тепловому воздействию, загорелись. Далее возгорание передалось на мешки с гранулитом АС-8, поэтому вероятно произошла его вспышка, которая распространилась в сторону идущих по ВСО-11 мастера и рабочих. Подобное возможно, так как температура вспышки гранулита АС-8 равна 260 °С, что значительно ниже температуры в зоне пожара. В результате 6 человек получили баротравму легких, один из них — черепно-мозговую травму. Все они скончались.

В 20 ч 53 мин ВГСЧ прибыли в распоряжение диспетчера рудника, взяли у него маршрут-задание, в 20 ч 57 мин убыли для спасения людей и ликвидации последствий аварии.

В 22 ч 20 мин отделения ВГСВ поднялись по ход-<-, в БДШ-110 и приступили к обследованию ВТО- 11 л примыкающих к нему горных выработок. Бойцы ВГСВ определили, что взрыв произошел в районе установки зарядной машины МЗКС-160 № 1, в результате которого она была полностью разрушена. Также были повреждены самоходная установка «Мультимек 1000» № 84, вентилятор ВМЭ-6, автоматический фидерный выключатель АФВ-1 А. В ТС горели стеллажи с ВВ и самоходная установка «Мультимек 1000» № 84. В БДШ-113 обнаружен смертельно травмированный горняк.

В 23 ч 32 мин приступили к осмотру ТС, по всей длине северной стенки которой горели мешки с ВВ. Температура в выработке составляла 41 °С и более. В результате дальнейшего осмотра на сопряжении ВСО-11 и ТС были обнаружены сильно обгоревшие тела двух пострадавших.

На расстоянии 1 м в южном направлении от сопряжения ТС с ВСО-11 горели похожие на дерево остатки, визуально наблюдалось большое количество пепла и сажи.

В 00 ч 08 мин принято решение расширить зону поиска. В 00 ч 30 мин в камере блокового вентилятора ВОД-11 № 5 обнаружен пострадавший без признаков жизни. В 02 ч 06 мин получено задание на повторное обследование ВСО-11 со стороны БДШ-11, в 02 ч 11 мин на расстоянии 16мотходо-вой сбойки с ВСО-11 обнаружены пять пострадавших без признаков жизни. У троих рядом находились самоспасатели типа ШСС.

Аварийно-спасательные работы (поиск пострадавших, локализация очага возгорания) проводились Кировским ОВГСО и были завершены в 08 ч 20 мин 12.12.08.

В ходе осмотра места аварии с 12 по 17 декабря 2008 г. в ВТО-11 и ТС были обнаружены фрагменты человеческих тел и части взорвавшейся зарядной машины МЗКС 160 № 1, которые направили на экспертизу.

На основании осмотра места аварии членами комиссии под председательством руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области Ю.В. Фундератова, протокола регистрации сейсмических событий на Расвумчоррском руднике 11.12.08, проведенных экспериментов по взрыву ДШ в подземных выработках рудника, установлено, что с 20 ч до 22 ч не могло быть более одного взрыва. Наиболее вероятный инициатор взрыва в бункере пневматической зарядной машины МЗКС — искра, которая вызвала вспышку образовавшейся при загрузке бункера воздушной смеси с тонкодисперсным алюминием.

Возможными причинами возникновения искры могли стать:

  • механическое воздействие в случае принудительного открывания клапана при его заклинивании из-за налипания алюминиевой пудры на шток пневмоцилиндра привода клапана;
  • попадание посторонних предметов при засыпке ВВ в бункер;
  • накопление статического электричества в массе ВВ в процессе его засыпки в бункер зарядной машины.

При выполнении работ, предусмотренных проектом на массовый взрыв в блоке гор. + 600 м, установлен ряд отступлений от проектной документации. Так, места складирования ВВ, завезенных на блок для заряжания, изменены без внесения соответствующих дополнений в проект массового взрыва.

Ознакомившись с проектно-технической документацией, заключениями экспертных комиссий, осмотрев место аварии, опросив очевидцев и должностных лиц, комиссия предполагает, что данная авария обусловлена следующими возможными техническими и организационными причинами. Искровой разряд, возникший вследствие накопления статического электричества в массе ВВ внутри бункера пневматической зарядной машины МЗКС-160 № 1, вызвал вспышку воздушной смеси с алюминиевой пудрой, находившейся в гранулите АС-8, с переходом ее в детонацию. Подтверждение этого — сплошное налипание дисперсного алюминия на внутренней поверхности зарядного шланга, обнаруженное комиссией при осмотре места взрыва. На Расвумчоррском руднике ОАО «Апатит» выявлена низкая технологическая дисциплина, выразившаяся в ослаблении производственного контроля за организацией и производством массовых взрывов в подземных условиях и отступлениях от проектно-технической документации.

Комиссией рекомендованы следующие мероприятия по локализации и устранению причин аварии:

  1. Центральному аппарату Ростехнадзора обратиться в научно-исследовательские организации для проведения исследовательских работ поопределению возможных источников и причин образования статического электричества в АС-8 при засыпке ее в бункер зарядных машин и влияния сопутствующих компонентов (магний, марганец и органические вещества) на физико-химические свойства гранулита АС-8.
  2. Руководству ОАО «Апатит»:
    • запретить использование гранулита АС-8 для производства взрывных работ в подземных выработках при пневматическом заряжании;
    • внести дополнения в Регламент в части установления порядка промывки зарядных шлангов и зарядных машин после окончания заряжания (периодичность, место, ответственные лица);
    • на заводах и стационарных пунктах приготовления ВВ принять меры, исключающие попадание посторонних предметов, используемых при ремонте оборудования, в готовую продукцию;
    • в 2009 г. принять действенные меры по переходу на использование эмульсионных, водосодержа-щих и смесевых бестротиловых ВВ, не содержащих дисперсный алюминий;
    • в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19—2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.07 № 37, направить на внеочередную аттестацию руководящий персонал рудника.

Выводы

Наиболее опасный процесс при производстве взрывных работ в подземных условиях — пневмо-заряжание. Это связано с тем, что в процессе пневмотранспорта ВВ по шлангам через зарядчик происходят измельчение твердых компонентов (гранул аммиачной селитры и тротила) и срыв с поверхности гранул тонкодисперсных горючих компонентов алюминия и др., в результате чего в рабочей зоне зарядки образуется взрывоопасная пылевоздушная смесь. При транспортировании ВВ образуются электростатические заряды, которые представляют реальную опасность для вспышки взрывоопасной пылевоздушной смеси.

Увлажнение ВВ в процессе пневмозаряжания полностью не исключает проявление электростатических разрядов. Кроме того, источником электростатических разрядов может быть и одежда взрывников, участвующих в пневмозаряжании.

Предлагаемая ООО «Спецхимпром» антистатическая добавка к ВВ требует промышленной проверки и не решает задачи с одеждой взрывников. А поскольку такие аварии довольно редки, эта опасность будет сохраняться.

Таким образом, следует признать приоритетной проблемой повышения безопасности взрывных технологий для подземных работ замену пневмозаряжания ВВ на другие виды механизированного заряжания, при которых в рабочей зоне не будут образовываться взрывоопасная пылевоздушная смесь и заряды статического электричества. До их разработки необходимо максимально ужесточить требования к пневмозаряжанию ВВ и одежде взрывперсонала, чтобы исключить появление в зоне зарядки взрывоопасной пыли и зарядов статического электричества.

© Б. Н. Кутузов, проф., д-р техн. наук (МГГУ , г. Москва)

Журнал «Безопасность труда в промышленности», № 7.2009

Последние Научно-технические статьи

Быстровозводимые фермовые металлоконструкции. Контроль состояния элементов.

Быстровозводимые металлоконструкции. Расчет.

Оценка состояния элементов строительных лесов.

Цепные грузоподъемные лебедки. Контроль состояния цепи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний

Промышленные новости, аналитика, обсуждения

© 2006–2018 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.