все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Комплексность предаттестационной подготовки — и аттестации работников нефтегазового комплекса России: опыт и проблемы

Дата публикации: 20.12.2010

По итогам совещания по вопросу совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере образования, состоявшегося 1 февраля 2010 г. в Правительстве Российской Федерации под председательством премьер-министра России В.В. Путина, в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина 16 февраля 2010 г. проведено совещание, посвященное проблемам комплексности предаттестационной подготовки и аттестации работников нефтегазового комплекса России, согласованное с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), при поддержке МЧС России и по инициативе Российской академии естественных наук (РАЕН), Президентского клуба «Доверие», Центра социальной защиты инвалидов Чернобыля и техногенных катастроф, Центра профессиональной подготовки и повышения квалификации работников ТЭК России.

В совещании приняли участие руководящие работники центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, руководители предприятий и организаций, занимающиеся вопросами обеспечения промышленной, экологической и энергетической безопасности на объектах магистрального трубопроводного транспорта, предприятий нефтегазодобычи, переработки и геологоразведки.

Совещание открыл президент РАЕН, президент Международного университета природы, общества и человека «Дубна», д-р техн. наук О.Л. Кузнецов — один из разработчиков Доктрины экологической безопасности Российской Федерации. В докладе об устойчивом развитии регионов России, связанном напрямую с состоянием промышленной, экологической и энергетической безопасности, он подчеркнул необходимость использования тензорных методов проектирования, позволяющих находить оптимальные решения в государственно-экономической и технологической сферах. Неслучайно в отчетах экспертов ООН и спецслужб различных государств в 60-70-е гг. XX в. СССР и США одинаково расценивались как лидирующие страны с инновационной экономикой. Что же предстоит осуществить, чтобы создать потенциал безопасного труда на пути инновационного развития? По мнению О.Л. Кузнецова, к этому ведут разработанные РАЕН импортозамещающие технологии, одобренные Минприроды России (аппаратно-программный комплекс «ТРАСТ»), новые разработки ученых Международного университета природы, общества и человека «Дубна» и Центра профессиональной подготовки и повышения квалификации работников ТЭК России в области создания учебно-методических комплексов для дистанционного обучения безопасному труду работников вертикально-интегрированных структур ТЭК России. В развитие решений, принятых на совещании в Правительстве Российской Федерации 1 февраля 2010 г., докладчик предложил выработать концептуальную основу единого подхода Минприроды России (Ростехнадзора, Росприроднадзора), Минобрнауки России, МЧС России, Минздравсоц-развития России (Роструда) к обучению, подготовке и аттестации работников ТЭК России и подкрепить эту основу подписанием соответствующих Соглашений о сотрудничестве в сфере безопасности труда на опасных производственных объектах (ОПО) между названными министерствами и ведомствами.

Затем по вопросам создания и развития систем саморегулирования в области предаттестационной подготовки и аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве выступил генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», д-р техн. наук, чл.-кор. РАЕН B.C. Котельников. Он подчеркнул, что данные системы саморегулирования получили развитие в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, Федеальным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».

В основу предпринимаемых действий положена оптимизация функций органов исполнительной власти, систем контроля и надзора в целях значительного сокращения административных ограничений предпринимательской деятельности. Идет передача части функций, выполняемых в настоящее время государством, саморегулируемым организациям (СРО), деятельность которых должна быть эффективной. На этом пути сейчас много противоречий, недосказанностей, формализма, скепсиса, но мы, по словам B.C. Котельникова, не можем уйти с магистрального пути развития гражданского общества в России, иначе достойно не ответим на мировые вызовы современной научно-технической революции. Докладчик назвал типичные ошибки при создании СРО по подготовке и аттестации работников ОПО: несоразмерность структуры и состава СРО требованиям, предъявляемым к ним законодательством и директивно-нормативными документами; ограниченный доступ к правилам и стандартам предпринимательской или профессиональной деятельности; слабость механизмов обеспечения ответственности участников СРО перед потребителями.

С аналитическим докладом о состоянии аварийности и травматизма на объектах нефтегазодобывающей, горной и металлургической промышленности и мерах по их преодолению, об инновационных подходах к обеспечению промышленной безопасности на ОПО выступил начальник Управления по надзору в горной, металлургической и нефтегазодобывающей промышленности Ростехнадзора,канд. техн. наук А.И. Перепелицын. «Оптимизация» численности персонала на технологических, профилактических, ремонтно-восстановительных участках ОПО в период экономического спада вместе с сокращением затрат на мероприятия по промышленной безопасности ведет к значительному ухудшению общего состояния промышленной безопасности, увеличению аварийности и всплеску производственного травматизма и потере навыков работниками, находящимися в вынужденных отпусках.

Отсутствие системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, их острый дефицит на вспомогательных производствах, где невысокая, в сравнении с основной «забойной группой», заработная плата, ощущались и в докризисное время. Сегодня это принимает более острую форму: например, некоторыми собственниками наложен мораторий на прием на работу. В результате подземные участки ОПО, от которых напрямую зависит состояние промышленной безопасности, лишены возможности пополнять численность персонала до расчетной. А это участки, обеспечивающие аэрологическую и противопожарную безопасность, включая службы аэрогазовой защиты, участки профилактических и ремонтно-восстановительных работ. Увеличивается число случаев, когда травмируются руководители, специалисты шахт и подрядных организаций.

С докладом о состоянии аварийности и травматизма на объектах магистрального трубопроводного транспорта, предприятий нефте- и газопереработки выступил заместитель начальника Управления по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Ростехнадзора В.А. Саркисов. Для обеспечения промышленной безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт» разработаны,согласованы с Ростехнадзором и реализуются Комплексные программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов. Их основная задача — приведение технического состояния объектов магистрального трубопроводного транспорта в полное соответствие с требованиями нормативных документов.

В системе магистрального трубопроводного транспорта эксплуатируется более 7 тыс. поднадзорных Ростехнадзору объектов. Основные же фонды трубопроводного транспорта, как и вся техносфера, стареют. Главные системы магистральных трубопроводов были построены в 60-80-х гг. XX в., т.е. около 40 % их отработали более 30 лет. Требуется усиление контроля за состоянием магистральных трубопроводов с применением современной диагностики, мониторинга, капитального ремонта и реконструкции. В этой связи необходимо совершенствовать формы и методы обучения, всю систему подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору. Совместными усилиями Ростехнадзора и организаций, эксплуатирующих ОПО магистрального трубопроводного транспорта, удалось добиться снижения аварийности за минувшие 9 лет на поднадзорных объектах более чем в 2 раза.

Председатель отделения «Устойчивое развитие регионов» РАЕН, президент Центра профессиональной подготовки и повышения квалификации работников ТЭК России, чл.-кор. РАЕН Ю.В. Бобров отметил приоритет нефтегазовой отрасли (60 %) в формировании федерального бюджета. По его словам, хотим мы того или нет, но дальнейший сценарий долговременного развития России может быть единственно инновационно-ресурсным, и в этой связи необходимо внимате л ь но отнестись к передаче частичных функций системы контроля и надзора таким состоявшимся элементам гражданского общества, как научные объединения. Так, Ростехрегулирование приказом от 19 июля 2006 г. № 1922 передало РАЕН полномочия по организации технического комитета № 431 в целях подготовки национальных стандартов для нормативно-правового обеспечения недропользования в Российской Федерации,что согласовывается с образным высказыванием нобелевского лауреата И.П. Павлова: «Судьбу нации определяет ум интеллигентский». По мнению Ю.В. Боброва, когда на 5 тыс. особо опасных объектов России придут те, кто сегодня поступает в вузы по ЕГЭ риски вырастут. По оценкам МЧС России, нам по силам сейчас устранить последствия аварии, которая по масштабам составляет не более 1 /80 от Чернобыльской.

В этой связи знаменательными и чрезвычайно важными для участников совещания являются слова В.В. Путина, сказанные на совещании в Правительстве Российской Федерации по вопросу совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере образования: «Как и во многих других сферах, в образовании у нас достаточно много контрольных мероприятий, но довольно часто они носят чисто формальный характер и нужно прямо сказать — своих задач не решают. Нужно навести порядок с лицензированием и госаккредитацией. Лицензии должны быть бессрочными, а вот санкции за нарушения требований к лицензиям нужно усилить. Проверки пожарной безопасности, условий и качества образовательного процесса должны проходить регулярно и быть скрупулезными и объективными. Нужно использовать электронные технологии и возможности сети интернет».

По итогам совещания в Правительстве Российской Федерации Рособрнадзору поручено разработать и внести на рассмотрение новый законопроект. Решения совещания вытекают из принятой Стратегии развития России до 2020 г. и напрямую затрагивают деятельность учебных центров и других образовательных структур, функционирующих в ТЭК.

Основные противоречия возникают вокруг подготовки специалистов по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Ростехнадзором.

Статьей 27 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение, в соответствии с лицензией, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Порядок же аттестации, установленный приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37, не связан с установлением соответствия уровня профессиональной компетентности специалистов, а предназначен для проверки знания норм и правил по безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами. Удостоверения об аттестации, выдаваемые в соответствии с данным приказом, не подтверждают квалификацию специалиста, а констатируют прохождение проверки знаний.

Однако, согласно требованию Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19—2007), «в организациях, занимающихся подготовкой, разрабатываются и документируются: система качества, соответствующая области деятельности, характеру и объему выполняемых работ, и комплекс мероприятий, обеспечивающих функционирование системы качества, а для информирования потребителей услуг в области предаттестационной подготовки об организациях, обеспечивающих высокое качество подготовки, проводится аккредитация этих организаций».

По сути дела документооборот в организациях, занимающихся подготовкой и аттестацией, во многом воспроизводит процедуры, выполняемые при лицензировании и аккредитации образовательных учреждений.

В условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса практически все предприятия ТЭК России испытывают значительные трудности с бюджетированием своего кадрового потенциала. В этой связи уместно предположить, что идея комплексности предаттестационной подготовки и аттестации, а именно: совмещение и взаимосвязь единовременных курсов подготовки и аттестации (или проверки знаний) в области промышленной, экологической, пожарной безопасности и охраны труда получит развитие и будет закреплена в нормативных актах заинтересованных министерств и ведомств (МЧС России, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Рострудаи, возможно, Роспотребнадзора).

Тем более в статье 17 РД-03-19—2007 прямо говорится о том, что «Аттестация по вопросам безопасности, осуществляемая в аттестационных комиссиях организаций, может проводиться одновременно с проверкой знаний специалистов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны труда с участием соответствующих органов государственного надзора и контроля».

Согласование графиков подготовок и аттестаций между ведомствами, отвечающими за безопасность ОПО, вполне реально в условиях, когда Президент России Д.А. Медведев и Премьер-министр России В.В. Путин постоянно говорят об ослаблении давления на бизнес-сообщество и унификации бюрократических процедур.

Об основных направлениях подготовки специалистов в области промышленной безопасности в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина аргументированно рассказала заведующая кафедрой промышленной безопасности и охраны окружающей среды университета, д-р техн. наук, проф. Е.В. Глебова.

На насущных вопросах предаттестационной подготовки и аттестации работников ОПО остановился член секретариата Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора Б.В. Древин. В соответствии с распоряжением Ростехнадзора от 8 апреля 2009 г. № 18-рп в связи с реорганизацией территориальных органов Ростехнадзора несколько изменился порядок прохождения аттестации специалистов в Центральной и территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора, а именно: формирование аттестационных комиссий проходит в новом формате, скорректирован порядок организации и проведения предаттестационной подготовки специалистов, оформления результатов аттестации и т.д. Слабая постановка документооборота ведет, как правило, к некачественному оформлению материалов аттестации (протокола контроля знаний с приложением к нему справки-представления на аттестуемого и результатов тестирования).

Б.В. Древин отметил, что аккредитация — добровольная процедура и осуществляется в отношении организаций, занимающихся предаттестационной подготовкой, в целях объективной оценки их состоятельности на рынке услуг. Центральной аттестационной комиссией Ростехнадзора наработан порядок прохождения внеочередной аттестации лиц, ответственных за безопасное ведение работ на объекте, где произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом. На основании поступившей информации секретариатом комиссии составляется график внеочередной аттестации, о чем извещаются соответствующие лица.

По мнению Д.А. Четина, представлявшего ООО «Газпром газобезопасность», эффективная деятельность центров предаттестационной подготовки и аттестации вызывает у ОАО «Газпром» особый интерес в связи с тем, что многие предприятия и организации вертикально-интегрированных структур ТЭК находятся в труднодоступных местах, зачастую не имеющих железнодорожного сообщения. В таких условиях аттестационные комиссии Ростехнадзора и иных надзорных органов испытывают большие затруднения в своей деятельности, поэтому в особых случаях необходимо разрешать предаттестационную подготовку с использованием дистанционных методов обучения, а также активнее комплектовать комплексные мобильные бригады аттестационных комиссий надзорных ведомств.

Последствия чернобыльской и других техногенных катастроф в свете профессиональной подготовки руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих ОПО, были проанализированы бывшим командиром тридцатитысячных воинских формирований в зоне Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении, руководителем Президентского клуба «Доверие», президентом Центра социальной защиты инвалидов Чернобыля и техногенных катастроф, д-ром техн. наук, академиком РАЕН, генерал-майором Н.Д. Таракановым.

Принято решение о подготовке консолидированного обращения к заинтересованным министерствам и ведомствам в целях выработки концептуальной основы их единого подхода к обучению, подготовке и аттестации работников ОПО России и закрепления согласованных действий в соответствующих соглашениях между ними.

Уже после проведения совещаний в Правительстве Российской Федерации и Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования», которое кардинально меняет подходы к обучению и подготовке работников ОПО и упрощает, при необходимости, процедуры лицензирования и аккредитации. Так, вводится бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности; в 2 раза сокращаются сроки проведения лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций; оптимизируется перечень документов, предоставляемых лицензиатом; намечен путь к обеспечению территориальной доступности получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании, ученых степенях, званиях и т.д.

Это особенно важно для тех образовательных учреждений, которые довели свои программы до лицензируемого уровня и согласовали их с Ростехнадзором.

Примечательно, что в данном распоряжении впервые предусмотрены создание административного регламента межведомственного взаимодействия, разработка соответствующих правил при лицензировании и аккредитации образовательной деятельности, а также упорядочение административных процедур и административных действий. На наш взгляд, логика действий Правительства Российской Федерации в этой сфере не может быть не учтена при совершенствовании нормативных актов, устанавливающих единые требования к процедурам подготовки, профессионального обучения, аттестации и проверки знаний работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору.

© Ю.В. Бобров, д-р техн. наук, президент (Центр профессиональной подготовки и повышения квалификации работников ТЭК России)
© Б.В. Древин, зам. начальника отдела (Ростехнадзор)

Журнал «Безопасность труда в промышленности», № 4.2010

Последние Научно-технические статьи

Быстровозводимые фермовые металлоконструкции. Контроль состояния элементов.

Быстровозводимые металлоконструкции. Расчет.

Оценка состояния элементов строительных лесов.

Цепные грузоподъемные лебедки. Контроль состояния цепи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний

Промышленные новости, аналитика, обсуждения

© 2006–2018 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.