все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Опыт проведения экспертизы промышленной безопасности шахтных круговых опрокидывателей экспертами ЗАО НИЦ «Горный Эксперт»

Дата публикации: 28.10.2014

Работы по проведению экспертизы промышленной безопасности шахтных круговых опрокидывателей вагонеток экспертами ЗАО НИЦ «Горный Эксперт» проводятся в соответствии с разработанной специалистами общества методикой «Методика проведения экспертизы промышленной безопасности опрокидывателей круговых. Методика оценки остаточного ресурса опрокидывателей круговых, применяемых на рудниках (шахтах), не опасных по газу или пыли» (далее Методика).

Цель разработанной Методики - систематизировать работы по обследованию технического состояния указанных технических устройств, предназначенных для разгрузки шахтных вагонеток путем их поворота или наклона в положение, обеспечивающее высыпание горной массы.

Круговыми неполно- и полноразворотными (на 360º) опрокидывателями вагонеток производится разгрузка вагонеток с глухим неопрокидным кузовом и не расцепленных составов. Это обеспечивается за счет наличия вращательных сцепок вагонеток. Рабочим органом кругового опрокидывателя вагонеток является барабан – (ротор), опирающийся на приводные ролики. Ротор состоит из ряда круговых элементов, соединенных продольными балками. Крайние элементы барабана, посредством которых вращающаяся часть опрокидывателя опирается на приводные катки, являются бандажами. Корпус барабана по окружности выполнен металлической обечайкой, внутри которого сооружена площадка, несущая по всей длине вращающейся части опрокидывателя рельсовый путь. Торцевые части барабана перекрываются металлическими листами. При этом с каждой из сторон барабана-ротора оставлено свободное пространство по установленным габаритам, обеспечивающим въезд в барабан-ротор груженого горной массой подвижного состава, а в отдельных конструкциях опрокидывателей также и проезд рудничных электровозов.  

Вращение барабана обеспечивается за счет вращения приводных роликов (катков), связанных с ним фрикционной передачей или другого привода, соединенного с барабаном цепной (принудительной) передачей, исключающей возможность проскальзывания барабана и обеспечивающей его точный останов. Приводные катки получают вращение через редуктор привода. Управление работой опрокидывателя может осуществляться в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Гашение удара инерционной массы вращающегося барабана при его остановке осуществляется демпфером (успокоителем) пружинным или гидравлическим.

Как правило, разгружаемая вагонетка располагается вдоль продольной оси барабана. В отдельных конструкциях опрокидывателей предусмотрено, что в барабане одиночные вагонетки располагаются симметрично относительно продольной оси. При повороте барабана на 180 градусов происходит разгрузка вагонетки в одной полусфере, в то же время в другой полусфере осуществляется замещение порожней вагонетки на груженую. Ряд конструкций и моделей опрокидывателей позволяют осуществлять одновременную разгрузку двух не расцепленных вагонеток, размещаемых в барабане-роторе.

Для интенсификации и повышения качества процесса выгрузки вагона применяются вибрационные устройства различной конструкции, встроенные в барабан, с целью удаления горной массы, слежавшейся на дне вагона (т.н. очистка вагона), которые включаются автоматически в положении вагона «вверх дном» в барабане.

В целях обеспечения поточности работ на пункте разгрузки вагонов, повышения пропускной способности и сокращения маневровых операций в горнорудной промышленности используются опрокидыватели вагонов, барабан которых обеспечивает пропуск через него локомотива. К опрокидывателям, по которым допускается пропускать электровозы, относятся модели, представленные типами опрокидывателей ОВКЭ1 и ОВКЭ2, ОКЭ, ОПЭ.

На круговых опрокидывателях, относящихся к моделям типа ОВК, ОК пропуск электровозов через барабан опрокидывателя не допускается. При этом ряд моделей опрокидывателей круговых ОК-2 образуют группу технических устройств, для разгрузки вагонов (вагоны типоразмеров ВГ-1,2; ВГ-2,2) в которых должна быть обеспечена расцепка состава из-за конструктивных особенностей сцепки вагонов.

Согласно разработанной Методике экспертизу промышленной безопасности предусматривается производить в следующем порядке:

  • Определить тип и модель технического устройства, завод-изготовитель, год его выпуска и год ввода в эксплуатацию, заводской номер и инвентарный номер, наименование рудника (шахты), режим работы опрокидывателя, производственная нагрузка на опрокидыватель (т) в смену, в месяц, за год. Там же должен быть указан нормативный срок эксплуатации опрокидывателя кругового, определенного заводом-изготовителем.
  • Проверить наличие и соответствие факту предъявленной технической документации:
  • паспорт опрокидывателя, инструкция по эксплуатации, журналы учета работы технического устройства;
  • графики планово-предупредительных ремонтов опрокидывателя рудника (шахты), относящиеся к ремонту опрокидывателя;
  • регламент технологических производственных процессов при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании опрокидывателей круговых; технологические карты ремонта;
  • журналы ремонта, необходимые формуляры, инструкция по безопасным приемам работ (должностная инструкция) для машиниста кругового опрокидывателя;
  • инструкция по безопасности для машиниста электровоза в части, относящейся к безопасному выполнения работ по постановке груженых вагонов в опрокид и выполнения маневровых работ;
  • утвержденный проект организации работ по откатке горной массы и разгрузке ее в опрокидывателе.  

Документальные и расчетные сведения о количестве переработанной горной массы, количества циклов разгрузки вагонов за рассматриваемый период, в том числе и, ориентировочно, с момента ввода опрокидывателя в эксплуатацию (так называемым «нарастающим итогом»).

Неотъемлемой составной частью материалов экспертизы являются результаты анализа проб на запыленность воздуха рабочей зоны опрокидывателя для оценки эффективности работы аспирационной системы. Отбор проб воздуха и их обработка осуществляется силами ВГСЧ. Наличие и исправность аспирационных систем, штатных устройств защит, блокировок и сигнализации опрокидывателя, предусмотренных заводом – изготовителем является обязательным условием безопасности работ при проведении экспертизы. При выявлении любых отступлений от норм безопасности, эти факты вносятся в итоговое заключение экспертизы промышленной безопасности, что является основанием для снижения общей оценки исправности технического состояния опрокидывателя. Данное обстоятельство должно находить отражение в экспертном заключении и в корректирующих мероприятиях по итогам экспертизы.

  • Проверить состояние сборки и установки рамы опрокидывателя, состояние крепежных деталей и сварных соединений, точность горизонтирования опорной рамы, наличие (отсутствие) деформаций рамы.
  • Провести маркшейдерскую съемку с целью проверки уровня рельсового пути в роторе и его соответствие уровню подъездному рельсовому пути, а также степень совпадение оси опрокидывателя с осью сцепки вагонетки. Маркшейдерская съемка опрокидывателя кругового должна выполняться работниками маркшейдерской службы рудника (шахты). Выявленные недостатки должны найти отражение в экспертном заключении.
  • Провести визуальный осмотр и измерительный контроль по результатам которого установить:
      • комплектность и правильность монтажа опрокидывателя, защитных и предохранительных устройств; комплектность электрооборудования;
      • правильность монтажа приводов, редукторов и муфт;
      • наличие (отсутствие) следов коррозии, раковин, разрывов, деформаций, в том числе трещин, вмятин, выпуклостей, образовавшихся и получивших развитие с момента проведения предыдущего обследования.  При наличии таковых, в акте отметить их геометрические параметры (величина площади, длина, глубина), наличие или отсутствие коррозионного и механического износа поверхностей.
  • Провести дефектоскопию с использованием средств неразрушающего контроля качества сварных соединений и балок опорной рамы опрокидывателя.
  • Провести ультразвуковое исследование и вибродиагностику круговых элементов (ребер жесткости), продольных балок и обечайки барабана – (ротора). Проверить работу вращающихся частей на наличие сверхнормативного биения и уровня вибрации и корпуса опрокидывателя с отражением в акте.
  • Произвести замеры толщины ободов катания (реборд) барабана, определить площадь опоры на контактах реборда-барабан по каждому из опорных катков. Сравнить с результатами ранее проведенных экспертных обследований
  • Провести замеры толщины металла обечайки барабана-ротора, проверить состояние опоры и площадь, толщину опорных листов для установки рельсового пути в барабане (роторе), сравнить с результатами ранее проведенных экспертиз.
  • Проверить точность горизонтирования барабана-ротора. Барабан должен опираться на все четыре ролика (катка) одновременно. Наличие зазоров необходимо определить щупами.
  • Все вращающиеся части опрокидывателя, включая барабан (ротор) подлежат балансированию в целях максимального снижения вибрации во время работы. Проверить балансировку вращающихся деталей и узлов. 
  • Провести осмотр вкладышей подшипников, использовать при этом комплект щупов для оценки степени износа и проверить состояние шестерен. Проверить работу редукторов. По результатам проведенных: визуального, ультразвукового обследования и вибродиагностического контроля составляются акты установленной формы, которые является неотъемлемыми составными частями заключения экспертизы промышленной безопасности.
  • Провести проверку надежности срабатывания включающего устройства фиксатора и стопора.
  • Провести проверку выхода башмаков из зацепления с тормозными упорами, одновременность (синхронность) и плавность накатывания упоров на башмаки, а также отсутствия ударов при накатывании упоров на башмаки.
  • Проверить работу электрической схемы на одновременность (синхронность) растормаживания приводных роликов (катков) и включения двигателей привода движения. Проверить величину токов установок защиты электропусковой аппаратуры и сравнить их с расчетными параметрами, предусмотренных проектом.
  • Измерить сопротивление изоляции электрических кабелей опрокидывателя кругового. Дать оценку степени электрического износа контактов, выявленным фактам нарушения теплового режима, искрения.
  • Измерить сопротивление цепи заземления опрокидывателя кругового. Сравнить результаты с проектными параметрами и величиной сопротивления, установленным требованиями нормативных документов.
  • Проверить состояние штатных устройств защиты, блокировки и сигнализации, при неоднократном – (пятиразовом) срабатывании каждого из установленных видов защит (блокировок).
  • Провести контрольную проверку правильности функционирования и взаимодействия всех механизмов, плавности хода при пуске и останове электропривода, безотказности срабатывания приводов механизмов в режиме холостого хода и в режиме разгрузки груженых вагонов, находящихся в барабане (роторе) опрокидывателя.   

Так же подлежат проверке: соответствие технологических характеристик обследуемого опрокидывателя фактическим условиям эксплуатации и реальной производительности, укомплектованность обслуживающего персонала и организация технического обслуживания в части, касающейся выполнения плановых объемов работ по регламентному обслуживанию, функционирование системы смазки узлов в соответствии с картой смазки и использования штатных смазочных материалов.  

Результаты экспертизы оформляются каждым членом экспертной группы в виде частного акта. Руководитель экспертной группы обобщает информацию, изложенную в частных актах, и, на этой основе составляет проект экспертного заключения на опрокидыватель круговой в целом.

Методика согласована письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.08.2009г.   № 07-07/2714   и апробирована при проведении экспертиз на рудниках «Комсомольский», «Октябрьский», «Таймырский» и «Заполярный» ОАО «ГМК «Норильский никель», «Шахте им. Губкина» Комбината «КМАруда», ОАО «Яковлевский рудник».

Окладников А.В. – к.т.н., технический директор ЗАО НИЦ «Горный Эксперт»,
Игнатьев В.В., Хасанов А.А., Козловский Д.А., Сергеев И.В., эксперты ЗАО НИЦ «Горный Эксперт».

Последние Научно-технические статьи

Быстровозводимые фермовые металлоконструкции. Контроль состояния элементов.

Быстровозводимые металлоконструкции. Расчет.

Оценка состояния элементов строительных лесов.

Цепные грузоподъемные лебедки. Контроль состояния цепи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний


© 2006–2018 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.