все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Разработка системы управления промышленной безопасностью на опасном производственном объекте на основе системы управления качеством

Дата публикации: 10.12.2014

Аннотация. В статье описаны подходы к созданию системы управления промышленной безопасностью, отвечающей требованиям Российского законодательства, на основе стандартов серии ИСО 9000.

Ключевые слова: Опасный производственный объект, система управления промышленной безопасностью, стандарт.

В современном мире, в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф, на передний план выходят вопросы промышленной безопасности. Обеспечение охраны окружающей среды и безопасности граждан приобретает огромное значение становясь все более актуальным.

Государством постоянно ведется работа по усовершенствованию законодательства в области промышленной безопасности. В рамках этой работы в 2013 году внесены поправки в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В частности, введена классификация опасных производственных объектов (далее - ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО разделены на 4 класса опасности: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. Класс опасности присваивается опасному производственному объекту при его регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов.

С 1 января 2014 г. все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью (далее – СУПБ) и обеспечивать их функционирование.

На сегодняшний день государственных стандартов, содержащих требования к системам управления промышленной безопасностью не существует, поэтому при создании СУПБ будем опираться на существующие стандарты серий ИСО 9000,14000, OHSAS 18000 (Рис. 1).

Стандарты серии ИСО 14000 - являются природоохранными стандартами, которыми Международная организация по стандартизации ИСО регламентировала требования к создаваемым предприятиями системам экологического менеджмента (СЭМ).

Стандарты серии OHSAS 18000 - это серия стандартов, содержащих требования и руководящие указания к разработке и внедрению систем менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.

Для создания системы управления промышленной безопасностью, отвечающей требованиям Российского законодательства, проанализируем основные нормативные акты, регламентирующие требования к управлению промышленной безопасностью ОПО: Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (ред. от 21.06.2013) «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 536 г. Москва «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» (Рис. 1).

Поскольку для стандартов серий ИСО 9000, ИСО 14000 и OHSAS 18000 общими элементами являются элементы стандартов серии ИСО 9000, анализ проведем, опираясь на пункты ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий [1].

Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263(ред. от 21.06.2013) "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" устанавливает обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее соответственно - эксплуатирующая организация, производственный контроль) [2].

Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536
"Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью" устанавливает требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, создаваемых в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II классов опасности (далее - эксплуатирующие организации) [3].


Рисунок 1

По результатам анализа, в соответствии с законодательством РФ, основными документами системы управления промышленной безопасностью эксплуатирующих организаций являются:

а) заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;

б) положение о системе управления промышленной безопасностью;

в) положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

д) иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления промышленной безопасностью, предусмотренные положением о системе управления промышленной безопасностью [3].

Ответственность за создание и функционирование СУПБ возлагается на руководителя организации, что в полной мере соответствует основным принципам управления [4].

В законодательных актах достаточно подробно описаны требования к компетентности, подготовке и осведомленности работников. Особые требования предъявляются к подготовке и проверке знаний (аттестации) работников в области промышленной безопасности.

Присутствуют требования к проектированию опасных производственных объектов.

В анализируемых документах явно прослеживается требование по применению цикла PDCA (Plan-Do-Check-Act) [4], наиболее четко это можно увидеть, изучая основные задачи производственного контроля:

а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины [2].

Изучаемые документы не предъявляют требований к мониторингу состояния ОПО, системе сбора данных о нарушениях требований промышленной безопасности, анализу предвестников аварий, оценке текущего уровня безопасности опасного производственного объекта.

Исходя из выше изложенного можно сделать следующий вывод, для создания СУПБ не достаточно опираться на изучаемые нормативные акты.

Необходимо дополнить требования к СУПБ следующими процедурами:

  1. Сбор и анализ данных по отказам оборудования, ошибкам персонала из актов расследования инцидентов и аварий.
  2. Анализ рисков аварий на ОПО.
  3.  Статистическая обработка данных по надежности оборудования и ошибкам персонала.
  4. Оценка текущего уровня безопасности ОПО.
  5. Разработка мероприятий по повышению уровня ОПО на основе анализа риска и оценки уровня безопасности ОПО.

Литература

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных»
  2. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (ред. от 21.06.2013) «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»
  3. Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536
    «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью»
  4. ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования»

Бирюкова Е.А. Ст. преподаватель, Университет машиностроения
Грозовский Г.И. д.т.н., профессор, ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Шевченко С.А. к.т.н, доцент, АНО НТЦ «ТехноПрогресс»

Последние Научно-технические статьи

Быстровозводимые фермовые металлоконструкции. Контроль состояния элементов.

Быстровозводимые металлоконструкции. Расчет.

Оценка состояния элементов строительных лесов.

Цепные грузоподъемные лебедки. Контроль состояния цепи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний

Промышленные новости, аналитика, обсуждения

© 2006–2018 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.