все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Метод расчета остаточного ресурса безопасной  эксплуатации грохотов с истекшим нормативным сроком эксплуатации

Дата публикации: 2.02.2015

Специалистами ЗАО НИЦ «Горный Эксперт» разработана Методика проведения экспертизы промышленной безопасности и методика расчета остаточного ресурса безопасной эксплуатации грохотов с истекшим нормативным сроком эксплуатации на предприятиях горнорудной и нерудной  промышленности и на металлургических предприятиях(ПМ-06-ГЭ-2012).

В Методике расчета остаточного ресурса использована интегрированная оценка величины остаточного ресурса безопасной эксплуатации грохота на основе системы коэффициентов вариации,учитывающая техническое состояние грохотов различных типов.Систематизация коэффициентов вариации для определения расчета величины остаточного ресурса грохота выполняется по результатам обследования его технического состояния в соответствии с разработанной  Картой обследования технического устройства, учитывающей:

  • состояние фундамента грохота и фундаментных болтов;
  • состояние пружин подвески грохота;
  • состояние укрытия;
  • состояние металлоконструкций рамы грохота и рамы привода грохота; состояние и работоспособность механизма электропривода;
  • техническое состояние и дефекты приводного вала;
  • отклонение в разности жесткости изолирующих и подвесных пружин;
  • состояние и выявленные неисправности натяжного устройства;
  • оценка состояния болтовых соединений и выявление усталостных признаков болтовых соединений;
  • состояние и выявленные дефекты централизованной системы смазки;
  • наличие и эффективность защитных ограждений; смотровых площадок, лестницы;
  • состояние и выявленные дефекты  привода грохота;
  • состояние и выявленные дефекты редуктора;
  • неисправность вибратора;
  • состояние и дефекты зубчатых передач,сверхнормативный износ поломка зубьев, посторонний шумы, нарушение центровки, сверхнормативный нагрев корпуса, сверхнормативная вибрация и биение узла;
  • состояние электродвигателя, состояние заземления и сопротивления изоляции,состояние токоподводящего кабеля;
  • состояние и работоспособность приборов безопасности, сигнализации и блокировок.
  • состояние систем орошения горной массыи систем аспирации.

В итоговом расчете остаточного ресурса используются унифицированные показатели:
K1×K2 ×K3×K4×K×…..×Kn

Расчетное время остаточного ресурса определяется по формуле:

Тост. = Тнорм.(K1×K2 ×K3×K4×K× …..× Кn), (лет),

Где Тнорм.– нормативное время эксплуатации грохота, (лет).

Показатель К является унифицированным интегрированным показателем коэффициентов вариации по каждому узлу и агрегату обследованного технического устройства.

При расчете срока остаточного ресурса грохотана основе применения коэффициентов вариации. 100 % нормативный срок эксплуатации технического устройства принят  условно равным 1,00, то есть: 

К = 1,00 – (k1 +k2 + k3 +k4 +  k5 + …..+ kn), т.е. суммируются коэффициенты вариации, характеризующие оценку состояния узлов и агрегатов  при этом kn определяется по результатам проведенных обследований объекта экспертизы с использованием визуального,  инструментального контроля и других видов неразрушающего контроля. Каждому дефекту соответствует определенная величина коэффициента вариации.

В состав K1сгруппированы и входят следующие параметры:

  • k –  выход из строя фундамента и фундаментных болтов, предусмотренных проектом (-0,10); при отсутствии дефектов – данный параметр к расчету не принимается;
  • k1 –  выход из строя металлоконструкций несущей рамы,  (включая продольные и поперечные балки,  предельный износ элементов несущей рамы: деформация - «просадка» элементов рамы (- 0,05÷ - 0,10) – за каждый выявленный дефект; трещины (выявленные визуально или ультразвуковым исследованием, обнаруженные  выпуклости, вогнутости рамы (-0,05÷ -0,075).
  • k2– своевременная (до проведения экспертизы) замена поврежденных и изношенных элементов рамы грохота и рамы привода (+0,01÷ + 0,075) – за каждый восстановленный элемент;
  • k3 – деформация, разрушение и нарушения структуры металла в болтовых соединениях вследствие образования усталостных трещин, рам питателя  (-0,075 ÷ -0,10) – за каждый поврежденный элемент); то же в сварных соединениях (-0,10 ÷ -0,15)
  • k4–своевременная замена поврежденных элементов (+0,0015)  – за каждый восстановленный из поврежденных элементов;

В состав K2(коррозия элементов)входят:

  • k5 – коррозия рамы грохота, – величина коэффициента составляет (- 0,10) –  при повреждениях до 5% площади поверхности; при повреждениях поверхности металла  свыше 10% замена конструктивного элемента полностью, с удалением поврежденных конструкций, (исходя из рекомендаций экспертизы), при замене поврежденного элемента применяется повышающий коэффициент (+ 0,09);
  • k6 –замена пораженных коррозией элементов  (+0,05).
  • k7 – коррозия элементов  - до 5% элемента  (-0,05); свыше 10% - (-0,10);

В состав K3 входят:

  • k8– наличие  трещин, деформаций приводного вала – деформации, «раковины», «биение» вала, повышенная степень износа вала и мест посадки; дефекты централизованной системы смазки – отказ в работе (- 0,2) ремонт (+0,05), (-0,10 ÷  -0,15) по каждой дефектной позиции;
  • k9 дефекты системы смазки, (-0,10), заменадефектных деталей  (+0,05 ÷ +0,08) по каждому из выявленных дефектов;
  • k10– наличие трещин, неисправность подшипников, а также  люфт и биение элементов грохота при вращении узлов и деталей и в местах соединений, а также при совокупности выявленных дефектов – от (-0,10 ÷ -0,15);
  • k11– замена дефектных деталей новыми (+0,10); максимальное обновление деталей – до (+0,15);

В состав K4 входят:

  • k12 – выявленные дефекты и отсутствие эффективности защитных ограждений, смотровых площадок, лестницы: при выявленных дефектах  (-0,10÷ -0,15); Устранение недостатков по данной позиции положительными коэффициентами вариации не оценивается.

В состав K5 входят:

  • k13 – коэффициент вариации, характеризующий неисправности привода грохота, (включая неисправность электродвигателя (-0,15), замена электродвигателя (+0,10); нарушение центровки приводной муфты, вибрация, повышенный шум) - неисправность (-0,05), замена узла (+0,05); неисправность приводных ремней (-0,12), замена текстропных ремней (+0,05), независимо от количества замененных ремней.
  • k14 – коэффициент вариации, характеризующий дефекты редуктора, включая утечку масла из редуктора при неисправности (-0,05); устранение неисправности с заменой неисправных узлов (+0,05);
  • k15 – коэффициент вариации, характеризующий наличие неисправности электрических кабелей, несоответствие проекту и Правилам безопасности состояния системы заземления, сопротивления изоляции  (-0,10 ÷-0,15) за каждый выявленный дефект;
  • k16 – коэффициент вариации, характеризующий наличие неисправности приборов безопасности, состояния штатных систем сигнализации и блокировок. При их выявлении снимается по 0,1 по каждому виду выявленной неисправной блокировки или неисправному виду защиты или сигнализации.

При устранении неисправностей, подпадающих под действие снижающего коэффициента, повышающий коэффициент не применяется по позициям, отнесенных к k16и рассмотренный показатель к расчету остаточного ресурса, во избежание искажения расчетного показателя остаточного ресурса не принимается.

В состав K6 входят: выявление неисправности вибратора – (отказ в работе  k170,3);

  • k18 – замена неисправного вибратора новым вибратором (+ 0,25);
  • k19 – сверхнормативный уровень вибрации грохота (-0,10); выявление неисправных амортизационных пружин (-0,095) за каждую неисправную пружину;
  • k20 – устранение сверхнормативного уровня вибрации (+0,095); замена неисправных амортизационных пружин (+0,095) за каждую пружину;
  • k21 – нарушение соосности валов и регулировки эксцентриковых механизмов (- 0,065);
  • k22 – устранение нарушений соосности валов и регулировка эксцентриковых механизмов (+0,060);
  • k23 – сверхнормативный нагрев подшипников (-0,10);
  • k24 – устранение причин сверхнормативного разогрева подшипников (+0,05);

В состав K7 – включаются:

  • k25 – обеспечение проектной производительности грохота по переработке горной массы в составе технологической цепи (+0,10);
  • k26 – отклонение свыше 5% от проектной производительности грохота по переработке горной массы в составе технологической цепи (-0,10).
  • k27 – неисправность систем орошения и аспирации (-0,10);
  • k28 – приведение систем орошения и аспирации в соответствие требования Норм и Правил (+0,05).

Примечание:

  1. Если какой-либо из перечисленных видов дефектов не выявлен при экспертном обследовании, то коэффициент вариации по данному фактору, как величина постоянная, не оказывающая влияния на исходный результат в сторону повышения, либо в сторону понижения ресурса,  исключается из расчета величины остаточного  ресурса.
  2. Наличие и исправность  системы, штатных устройств защит и сигнализации грохота, предусмотренных заводом – изготовителем и требованиями нормативных документов, действующих в отношении опасного производственного объекта, в составе которого проводится экспертиза, является обязательным условием безопасности работ при проведении экспертизы.
  3. При выявлении любых отступлений от норм промышленной безопасности по указанным в п. 2  аспектам, эти факты вносятся в итоговое заключение экспертизы промышленной безопасности, что является основанием для снижения общей оценки технического состояния грохота. Данное обстоятельство должно находить отражение в экспертном заключении и в содержании соответствующих «Корректирующих мероприятий…»  по итогам проведенной экспертизы.Вместе с тем, исправность всех видов защит и блокировок не является основанием для применения повышающих коэффициентов вариации, способных оказать влияние на повышение  в какой-либо степени величины расчетного ресурса грохота,   во избежание искажения объективной оценки состояния технического  устройства. 

Методика согласована письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2012г. № 07-00-04/682 и апробирована при проведении экспертиз на рудниках ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «АЛРОСА».

Игнатьев В.В. – заместитель технического директора ЗАО НИЦ «Горный Эксперт»,
Зубков М.Т., Бодягин Е.А., Козловский Д.А., Хасанов А.А., Капитулин Е.В., Сергеев И.В. – эксперты ЗАО НИЦ «Горный Эксперт»

Последние Научно-технические статьи

Быстровозводимые фермовые металлоконструкции. Контроль состояния элементов.

Быстровозводимые металлоконструкции. Расчет.

Оценка состояния элементов строительных лесов.

Цепные грузоподъемные лебедки. Контроль состояния цепи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний


© 2006–2018 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.