все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Технология обследования и оценка технического состояния комплексов проходки восстающих типа КПВ, КПН, КПРС

Дата публикации: 30.03.2015

Комплексы проходки горных выработок моделей КПВ-1А – КПВ-4А, КПН-1А – КПН-4А (далее – комплексы) предназначены для проведения вертикальных и наклонных восстающих выработок в устойчивых породах буровзрывным способом в шахтах, не опасных по газу и пыли.  Конструкция комплексов, в зависимости от модели, обеспечивает проходку выработок сечением от 4,0 м2 до 10,0 м2 при углах наклона к горизонту 15-90°.

Модели перечисленных комплексов для проходки восстающих выработок разработаны ОАО НИПИГОРМАШ (г. Екатеринбург). Основными изготовителями проходческих комплексов на протяжении значительного ряда лет являются ОАО «Амурский металлист» (г. Благовещенск в Амурской области), а также ОАО «ПО «Усольмаш» (г. Усолье-Сибирское, Иркутская область).

В состав комплексов входят следующие составные части: полок, кабина, демонтажная крыша, секции монорельса, лебедка шланговая, блок питания, аппаратура связи и освещения. Полок как грузолюдское подъемное средство и основная составная часть комплекса, поставляется с оформленным паспортом.

Работы по обследованию технического состояния комплексов рекомендуется проводить на основе следующих документов:

  • Паспорта технического устройства;
  • Технического описания и Инструкции по эксплуатации;
  • Журнала учета неисправностей при эксплуатации;
  • Журнала учета работы;
  • Актов испытаний устройств тормозной системы, в том числе ловителя;
  • Актов технического расследования травм, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией обследуемого проходческого комплекса, если они имели место в период эксплуатации.

Обследованию должны быть подвергнуты базовые детали и узлы проходческого комплекса, средства ограждения и приборы безопасности. Базовые, несущие и опорные конструкции обследуются методами неразрушающего контроля.

Техническое обследование следует выполнять в следующей последовательности:

  • Идентифицировать проходческий комплекс как объект экспертизы и проверить соответствие фактической комплектности паспортным данным комплекса;
  • Проверить степень износа металлоконструкций надежность шарнирных соединений комплекса;
  • Обследовать состояния сварных швов полка и рамы комплекса;
  • Обследовать состояние откидных площадок рабочего полка и опорных кронштейнов откидных площадок;
  • Обследовать состояние металлоконструкций кабины комплекса, включая надежность крепления днища кабины и боковых ограждений, надежность крепления болтовых соединений;
  • Обследовать состояние металлоконструкций;
  • Обследовать состояние и работоспособность головки воздушно-водяной смеси и эжекторного устройства для дистанционного отбора проб воздуха в забое;
  • Проверить состояние крепления редуктора к раме;
  • Обследовать техническое состояние и работоспособность пневмодвигателей, контрольно-измерительных приборов и надежность срабатывания органов управления комплексом;
  • Проверить состояние зубьев и крепления приводной звездочки и надежность сцепления зубьев с цевками монорельса при перемещении по монорельсу;
  • Проверить уровень масла в пневмодвигателях и в редукторах полка шланговой лебедки;
  • Проверить наличие смазки в роликах и подшипниках (утечки масла не допускаются).
  • Проверить исправность направляющих роликов редуктора и кареток;
  • Проверить исправность фиксатора барабана ловителя;
  • Проверить легкость поворота от руки барабана ловителя при отведенном фиксаторе;
  • Проверить исправность маятникового устройства шланговой лебедки и исправность работы токосъемника;
  • Проверить исправность аппаратуры связи   и освещения;
  • Проверить наличие и состояние средств индивидуального передвижения по монорельсу (когти, скобы, предохранительные пояса), протоколы о результатах проведения их испытаний;
  • Проверить исправность струбцины, ограждения рабочего полка и предохранительного зонта (демонтажной крыши);
  • Проверить состояние и крепление водяных и воздушных шлангов и запорной арматуры.

При обследовании металлоконструкций необходимо учитывать, что усталостные трещины возникают, в первую очередь, у концентраторов напряжений. К типичным концентраторам напряжений относятся:

  • элементы конструкции с резким перепадом сечений;
  • узлы прикрепления раскосов, стоек, диагоналей, косынок;
  • места окончания накладок и ребер;
  • места пересечения сварных швов и их окончания;
  • перепады в толщинах (высотах) стыкуемых листов (элементов);
  • места повторной заварки трещин в сварных швах;
  • дефекты ремонтных швов (подрезы, прожоги, не полномерность шва, чрезмерное усиление сварного шва и т.п.).

Обследование металлоконструкций проходческого комплекса должно включать в себя следующие этапы:

  • внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;
  • внешний осмотр ограждений;
  • проверка элементов металлических конструкций одним или несколькими видами неразрушающего контроля;
  • проверка качества сварных и болтовых соединений элементов металлических конструкций;
  • измерение остаточных деформаций несущих элементов;
  • оценка степени коррозии элементов металлических конструкций;
  • оформление результатов обследования с ведомостями дефектов.

Внешний осмотр следует проводить с применением простейших оптических приборов и переносных источников света, при этом особое внимание должно быть уделено следующим местам возможного появления повреждений и разрушений:

  • участка резкого изменения сечений;
  • местам, подвергшихся повреждениям или ударам во время эксплуатации;
  • местам, где при работе возникают значительные повреждения, коррозия или износ.

При проведении внешнего осмотра металлоконструкций обратить особое внимание на наличие следующих дефектов:

  • трещины в основном металле, сварных швах и в околошовной зоне, косвенными признаками которых являются шелушение, растрескивание краски, местная коррозия и подтеки ржавчины;
  • механические повреждения;
  • расслоения основного металла;
  • некачественное исполнение ремонтных работ;
  • возникшие очаги коррозии.

Степень коррозионного износа определяется с помощью измерительных инструментов и средствами неразрушающего контроля (ультразвуковой толщинометрии). Уменьшение площади сечения элемента вследствие коррозии допускается не более 10%.

Места металлоконструкций, где обнаружены признаки трещин, должны быть очищены от влаги и грязи, зачищены до металлического блеска и подвергнуты дефектоскопии.

При обследовании проходческого комплекса необходимо, провести дефектоскопию металлоконструкций полка и кабины, а также цанговых штанг и траверс, входящих в штатный заводской комплект проходческого комплекса. Цанговые штанги и траверсами с выявленными трещинами и микротрещинами металла, с признаками деформации, исключающими устранение дефектов необходимо вывести из дальнейшей эксплуатации.  Выбор технических средств, для проведения неразрушающего контроля, определяет комиссия, проводящая экспертизу промышленной безопасности.

При оценке возможности продления срока эксплуатации проходческих комплексов необходимо учитывать:

  • наличие местных механических повреждений элементов конструкции;
  • остаточные деформации узлов металлоконструкции;
  • коррозийные повреждения металла;
  • дефекты, явившиеся следствии нарушения технологического процесса при ремонте металлоконструкций.

Специалистами ЗАО НИЦ «Горный Эксперт» разработана «Программа и методика проведения экспертного обследования состояния промышленной безопасности технических устройств (комплексов проходки, восстающих типа КПВ, КПН, КПРС) и методика расчета остаточного ресурса (ПМ-03-ГЭ-2010)»

Методика согласована письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 07-02-02/1805 от 21.05.2010г. и апробирована при проведении экспертиз на рудниках ОАО «ГМК «Норильский никель».

Игнатьев В.В. – заместитель технического директора ЗАО НИЦ «Горный Эксперт», Ивненко Ю.В. – начальник лаборатории НК, Хасанов А.А., Капитулин Е.В., Сабадош А.А., Зубков М.Т., Козловский Д.А., Сергеев И.В. – эксперты.

Последние Научно-технические статьи

Быстровозводимые фермовые металлоконструкции. Контроль состояния элементов.

Быстровозводимые металлоконструкции. Расчет.

Оценка состояния элементов строительных лесов.

Цепные грузоподъемные лебедки. Контроль состояния цепи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний


© 2006–2018 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.