все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Проведение обследования технического состояния породопогрузочных машин периодического действия с нижним захватом и кулисной кинематической схемой опрокидывания ковша, при выполнении экспертизы промышленной безопасности

Дата публикации: 27.04.2015

Машины названной группы предназначены для погрузки взорванной горной массы любой крепости и абразивности в вагонетки, на конвейеры, в другие транспортные средства, а также, в отдельных случаях, в рудоспуски при проходке горизонтальных горных выработок или выдаче руды из очистных горных выработок при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом, а также при строительстве объектов подземных сооружений.

Погрузка осуществляется с рельсового пути, по которому перемещается машина. Конструктивно машины выполнены из следующих основных узлов: механизма передвижения (ходовой тележки); поворотной платформы; механизма подъема рабочего органа – ковша; пульта управления, состоящего из двух обособленных золотниковых коробок; механизма поворота и системы орошения.

Привод механизма передвижения и механизма подъема и опрокидывания ковша машин – пневматический, на обособленные пневматические двигатели – на двигатель механизма передвижения и механизма подъема и опрокидывания ковша. В качестве демпфера – (успокоителя) удара ковша при разгрузке горной массы применяются по две амортизационные пружины, симметрично закрепленные на траверсе с торцевой части поворотной платформы машины.

В числе наиболее распространенных типов породопогрузочных машин указанного класса машины ППН-1; ППН-2 и их модификации; ППН-3 и ее модификации.

Золотниковые коробки управления погрузочной машиной в отдельных случаях, для снижения риска травматизма машиниста от обрушения кусков горной массы или из-за стесненных условий работы машины при выдаче руды из очистных блоков, могут быть перенесены с целью обеспечения дистанционного управления машиной в безопасное место, соответствующее требованиям ФНП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработки твердых полезных ископаемых». Это должно быть определено проектом организации работ, утвержденном в установленном порядке.

Отличительной особенностью машины ППН-3 от перечисленных моделей погрузочных машин является оснащение машины механизмом тросовой стабилизации ковша.

Оценка фактического технического состояния породопогрузочных машин, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, основывается на анализе интенсивности выполненных работ по погрузке горной массы и результатов инструментального контроля состояния технических устройств, объемов и видов выполненных ремонтов, оценки восстановления уровня работоспособности погрузочных машин в результате замены изношенных деталей, узлов и агрегатов.

Для идентификации и анализа объекта экспертизы организация-заказчик обязана представить экспертной организации техническую документацию в следующем составе:

  • данные о заказчике (наименование организации (предприятия), юридический адрес, финансовые реквизиты;
  • паспорта, формуляры на 1ППН5, машины ППН других моделей и комплектующее оборудование (техническое описание, инструкции, руководства по эксплуатации);
  • сведения о наработке и условиях эксплуатации машины;
  • акты ежегодного технического осмотра;
  • график планово-предупредительных ремонтов;
  • акты проверки сопротивления изоляции электрооборудования и проверки заземления;
  • сведения (акты, справки, журналы учета) о выполненных ремонтах машины и комплектующего оборудования;
  • информация, в том числе сертификаты, на применяемые масла и смазочные материалы;
  • разрешения, выданные в установленном порядке на внесенные конструктивные изменения во время эксплуатации;
  • акты (протоколы) неразрушающего контроля основных составных частей, узлов и деталей;
  • предписания органов Ростехнадзора и охраны труда по данной машине 1ППН5, машинам ППН других моделей с указанием завода-изготовителя, заводского и инвентарного номеров, года выпуска, года ввода в эксплуатацию;
  • согласование с заводом-изготовителем отдельных внесенных конструктивных изменений, в связи с расширением функций машины.  

При непредставлении запрашиваемых документов в согласованный с заказчиком и экспертной организацией срок экспертиза не проводится. При отсутствии у заказчика технической документации на данное техническое устройство, ее требуется восстановить в обязательном порядке.

В исключительных случаях допускается проведение обследования 1ППН5 и машин других моделей в состоянии ремонта, но с обязательной ее проверкой в рабочем режиме под нагрузкой при безусловном выполнении требований «Правила безопасности при ведении горных работ и переработки твердых полезных ископаемых».

В рамках реализации программы обследования должны быть отражены результаты проверки выполнения эксплуатирующей организацией работ по подготовке погрузочной машины к процессу экспертизы: проведения очистки машины от пыли и грязи, коррозии, наличия свободных проходов для доступа экспертов к узлам и агрегатам машины для проведения необходимых проверок.

При проверке организации технического обслуживания и проведения планово-предупредительных ремонтов (ППР) следует произвести оценку компетентности персонала эксплуатирующей организации (специальное образование, общий стаж работы на руднике (шахте), в том числе опыт работы с погрузочными машинами), а так же полноту и качество разработанных ремонтных карт.

В процессе экспертного обследования погрузочной машины предполагается применение следующих видов технического диагностирования:

  • визуальный и измерительный контроль (ВИК);
  • ультразвуковой контроль (УК);
  • вибродиагностический контроль (ВД);
  • проведение испытаний под нагрузкой.

Для исключения возможности дальнейшей эксплуатации деталей и узлов с недопустимыми дефектами, рекомендуется подозрительные места проверять не менее трех раз.

ВИК элементов машины 1ППН5 проводится в целях выявления изменений формы, поверхностных дефектов в материалах и соединениях, (в том числе сварных), образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, ослабления болтовых и заклепочных соединений и пр. Определится общее состояние всех составных частей и механизмов, наличие и величина деформаций, отклонений, износа, механических повреждений.

При ВИК технического состояния производят:

  • внешний осмотр машины;
  • проверку наличия и качества смазки в шарнирных соединениях и подшипниках;
  • проверку качества затяжки элементов крепления механизмов;
  • оценку степени коррозии механизмов;
  • выявление расслоений основного металла;
  • проверку отсутствия (наличия) люфтов шарнирных соединений;
  • осмотр пальцев и проушин шарнирных соединений;
  • визуальный контроль болтовых, заклепочных, сварных соединений;
  • проверку отсутствия (наличия) механических повреждений поверхности;
  • проверку отсутствия (наличия) изменений формы элементов конструкций (деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального расположения);
  • проверку соответствия регулировки составных частей механизмов требованиям эксплуатационной и нормативной документации;
  • проверку отсутствия (наличия) трещин и других поверхностных дефектов в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками которых являются нарушение лакокрасочного покрытия, то числе шелушение краски, местная коррозия.

При обнаружении признаков трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергаются дополнительной проверке методами неразрушающего контроля (УК).

Визуальный контроль следует проводить с применением лупы 6-10- кратного увеличения. Все выявленные дефекты должны быть отражены в рабочей карте обследования. Повреждения, близкие к предельным, должны быть измерены.

Необходимость измерения износа и степени выкрашивания зубьев и колес зубчатых передач редукторов определяется по повышенному шуму, вибрации (контроль ВД) при работе механизма и (или) по сверхнормативному повышению температуры нагрева корпусов редукторов, подшипников.

Проверка состояния электрооборудования должна включать в себя:

  • проверку соответствия уровня взрывозащиты электрооборудования установленным требованиям;
  • внешний осмотр электрооборудования и проведение необходимых для анализа работоспособности измерений (проверок);
  • оценку соответствия установленного электрооборудования эксплуатационной документации и нормам безопасности;
  • контрольную проверку работоспособности электрооборудования и испытания.

Все выявленные несоответствия обследуемого оборудования нормативной, эксплуатационной и конструкторской документации регистрируются в рабочей карте обследования.

В применяемой для расчета остаточного ресурса породопогрузочных машин Методике, разработанной специалистами ЗАО НИЦ «Горный Эксперт», использована интегрированная оценка величины остаточного ресурса безопасной эксплуатации машины на основе системы коэффициентов вариации. Она учитывает не только динамику комплексных изменений (снижения) технического состояния машин, обусловленных износом деталей, узлов, агрегатов и механизмов, длительностью срока эксплуатации в неблагоприятных условиях, но также учитывает поддержание и рост уровня соответствия технического состояния машины в результате выполненных капитальных и текущих ремонтов, мероприятий по техническому обслуживанию машин, в том числе связанных с заменой узлов и агрегатов, отдельных деталей.

В отдельных случаях, при полном и своевременным выполнением регламентных работ, повышении квалификации производственного персонала, исполнении  рекомендаций экспертизы промышленной безопасности, повышения качества буровзрывных работ (в вопросах стабильности получения кондиционного куска горной массы, благоприятного по своим размерам для погрузки), становится возможным существенно замедлить развитие процессов физического износа и «старения» породопогрузочных машин, в том числе и за пределами нормативного срока эксплуатации.

По результатам проведенного технического обследования в достаточной мере обосновывается объективная интегральная оценка уровня сохранения породопогрузочной машиной ее технико-эксплуатационных характеристик (параметров), принятых заводом-изготовителем и уровня безопасного ведения работ, соответствующих требованиям ФНП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработки твердых полезных ископаемых».

Программа экспертизы, кроме того, предусматривает снятие в режиме работающей породопогрузочной машины максимально возможного числа фактических технических характеристик, сопоставление этих результатов с аналогичными характеристиками, приведенными в паспорте завода-изготовителя, предыдущей экспертизе промышленной безопасности по данному техническому устройству. По отклонениям фактических данных проведенной экспертизы в расчетах величины остаточного ресурса принимается приемлемая точность коэффициентов вариации для объективной оценки технического состояния породопогрузочной машины.

Игнатьев В.В. – заместитель технического директора ЗАО НИЦ «Горный Эксперт», Ивненко Ю.В. – начальник лаборатории НК, Хасанов А.А., Капитулин Е.В., Сабадош А.А., Зубков М.Т., Козловский Д.А., Сергеев И.В. – эксперты.

Последние Научно-технические статьи

Быстровозводимые фермовые металлоконструкции. Контроль состояния элементов.

Быстровозводимые металлоконструкции. Расчет.

Оценка состояния элементов строительных лесов.

Цепные грузоподъемные лебедки. Контроль состояния цепи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний


© 2006–2018 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.