все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Расчет остаточного ресурса козлового крана КДКК-10М, заводской № 1150

Дата публикации: 19.01.2016

Аннотация

В данной статье рассматривается расчет остаточного ресурса электрического мостового крана после установленного заводом-изготовителем срока службы. Расчет остаточного ресурса ГПМ может быть выполнен и вне зависимости от срока ее эксплуатации для любых обстоятельств, требующих данных о технических возможностях ГПМ.

Ключевые слова: обследование, техническое диагностирование, кран, подъемное сооружение, остаточный ресурс, срок службы.

Keywords: examination, technical diagnostics, crane, hoist construction, residual life, life.

1. Общие сведения.

В целях обеспечения гарантии безопасной эксплуатации технических устройств, расчет остаточного ресурса требуется выполнять грузоподъёмным машинам, для которых:

  1. Срок службы, после установленного заводом-изготовителем, превышает:
    • 20 лет — для специальных кранов и кранов-перегружателей;
    • 15 лет — для кранов общего назначения мостового типа, портальных кранов;
    • 10 лет — для кранов стрелового и башенного типа, подъемников и вышек, строительных подъемников;
  2. Техническое состояние базовых конструкций требует капитального ремонта или замены элементов;
  3. Режимы работы превышают паспортные;
  4. Окружающая среда эксплуатации агрессивна;
  5. Требуется проводить реконструкцию или модернизацию под новые технологии.

Расчет остаточного ресурса ГПМ может быть выполнен и вне зависимости от срока ее эксплуатации для любых обстоятельств, требующих данных о технических возможностях ГПМ.

2. Исходные данные

2.1 Сведения о грузоподъёмной машине.

Тип крана (мостовой, козловой и т.д.) Кран козловой КДКК-10М, двухконсольный, электрический
Завод-изготовитель Тульский завод «Тулажелдормаш», г. Тула
Заводской номер 1150
Грузоподъемность, т 10,0
Группа классификации (режим работы) крана паспортная по ГОСТ или ИСО А 5 - по ранее принятой (до 1992г.) классификации Госгортехнадзора России
Дата изготовления 1977 г.
Дата ввода в эксплуатацию 20.08.1979 г.
Срок службы крана, лет Заводом-изготовителем не установлен (отметка в паспорте отсутствует). Согласно рекомендациям (РД 10-112-1-04, приложение № 2) срок службы крана принимается 16 лет.

2.2 Данные по фактическому использованию грузоподъёмной машины.

Срок эксплуатации крана, лет Число лет простоя Количество дней в году, когда работает кран Среднее число циклов в сутки Максимальная масса перемещаемого груза, т Средняя масса перемещаемого груза, т Какой % составляют в общем объеме грузы
до 0,25 от 0,25 до 0,50 от 0,50 до 0,75 от 0,75 до 1,00
2014-1977 =37 0 200 30 10 7,5 10 20 50 20

2.3 Дополнительные данные для расчета.

Паспортная группа классификации Класс использования Режим нагружения Макс. Число рабочих циклов Коэффициент запаса, к Коэффициент учета ремонтов ГПМ, ар Коэффициент учета технического состояния ГПМ, кп
А 5 U 3 Q 4 125000 2 0,1 0,1
U 4 Q 3 250000
U 5 Q 2 500000
U 6 Q 1 1000000

3. Расчет фактической группы классификации крана.

Классификация грузоподъемной машины в целом определяется международным стандартом ИСО 4301/1-86 «Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения».

Группа классификации, к которой относится грузоподъемная машина, определяется в зависимости от класса использования и режима нагружения.

3.1. Класс использования грузоподъемной машины.

Класс использования определяется суммарным числом выполненных рабочих циклов со всеми грузами за истекший срок службы:

Сц = СТ х Д х Т

где:

СТ – суммарное число рабочих циклов со всеми грузами за сутки;

Д – число дней работы грузоподъемной машины за год;

Т – полное число лет, отработанное грузоподъемной машиной,

Сц = 30 х 200 х 37 = 2,22х 105

Класс использования грузоподъемной машины соответствует классу U 4.

3.2. Режим нагружения грузоподъемной машины.

Режим нагружения характеризуется величиной коэффициента распределения нагрузок:

где:

Сi - среднее число циклов работы с частотным уровнем массы груза Рi;

Ст - суммарное число рабочих циклов со всеми грузами;

Рi - значение масс отдельных грузов (уровни нагрузок) при типичном применении данной грузоподъемной машины;

Рmax - масса наибольшего груза (номинальный груз).

Режим нагружения грузоподъемной машины соответствует Q 3.

Фактическая группа классификации грузоподъемной машины в целом соответствует группе A 5.

4. Расчет остаточного ресурса.

Остаточный ресурс грузоподъёмной машины:

Nn - нормативное значение характеристического числа для А 5=125000;

NT - текущее значение характеристического числа;

NT = CЦ * Kp = 97391

Kp– фактический коэффициент распределения нагрузок, 0,4375;

CЦ - общее число циклов крана за срок службы, 222000;

ap - коэффициент учета ремонтов ГПМ = 0,1;

Kn - коэффициент технического состояния ГПМ = 0,1.

Подставим числовые значения в формулы и получим значение остаточного ресурса крана, равное

Δt ≈ 0,11 года.

Заключение.

Остаточный ресурс выполним при условии наличия исправного или работоспособного состояния механизмов, канатно-блочной системы, устройства управления, приборов и устройств безопасности и т.д. в соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».

Остаточный ресурс козлового крана КДКК-10М, заводской № 1150 на момент проведения обследования составил 0,11 года.

На основании проведенного расчёта можно сделать вывод:

дальнейшая эксплуатация козлового крана КДКК-10М, заводской № 1150, нецелесообразна; кран подлежит списанию.

Литература

  1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ.
  2. ФНП ПС «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 г.
  3. ИСО 4301/1-86 Международный стандарт. Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения.
  4. ГОСТ Р 54767-2011 Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний.
  5. РД 10-112-96 Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения.
  6. РД 10-525-03 Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин.
  7. РД 10-112-1-04 Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения

© Мариниченко Андрей Владимирович - Инженер отдела экспертизы ООО «Спецконтроль и диагностика»;
Горбунов Виктор Александрович – Эксперт ООО фирма "Инженерный центр";
Калашников Андрей Владимирович - Заместитель генерального директора ООО "Инженерный консультационно – аттестационный центр "НОРМА-2000";
Котенков Дмитрий Николаевич - Главный инженер ООО "Инженерный консультационно - аттестационный центр "НОРМА-2000";
Поздеев Сергей Александрович - Начальник отдела экспертизы ООО "Инженерный консультационно - аттестационный центр "НОРМА-2000"

Последние Научно-технические статьи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

Техническое диагностирование компрессорной установки цеха № 1419

Техническое диагностирование насоса марки RKM-100/200, тех поз. Н-28/4, зав № 131013

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1415, рег № 777 и рег № 3402

Техническое диагностирование электронасоса цеха № 2411

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний

Промышленные новости, аналитика, обсуждения

© 2006–2017 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.