все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...


Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Научно-технические статьи

Использование метода магнитной памяти металла для оценки остаточного ресурса грузоподъемных кранов

Дата публикации: 21.03.2016

Продление эксплуатации грузоподъемных кранов, не только отработавших нормативный срок службы, но и при выработанном паспортном ресурсе - важная задача с точки зрения обеспечения промышленной безопасности. Согласно РД 03-484-02 «Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах» при продлении нормативного срока службы должен быть проведен расчет остаточного ресурса.

Можно выделить два пути решения проблемы определения остаточного ресурса кранов.

Первый - формальный, основанный на существующих нормативных документах. При отсутствии, как правило, регистраторов параметров информацию о загрузке кранов экспертные организации получают из справки представителя эксплуатирующей организации. Отраженные в справке сведения нередко по неразумению или другим причинам показываются не вполне объективно.

С другой стороны, существуют большие разбросы ресурсов кранов, которые зависят от разнообразия методов конструирования, применяемых заводских технологий, особенностей эксплуатации и технического обслуживания. Практически при наработке любого срока службы, с той или иной вероятностью, можно найти кран, срок службы которого может быть продлен. Однако для обоснования этой возможности требуется провести диагностирование в соответствующем объеме. Это трудная научно-практическая задача, требующая привлечения значительных материально-технических и интеллектуальных затрат.

Второй путь - экспериментальное определение остаточного ресурса кранов, отработавших нормативный срок службы. Для этого необходима соответствующая приборная и методическая база.

С этой целью в 2005 году Инженерно-Консультационным Центром (ИКЦ) «Технолифт-М» был приобретен измеритель концентрации напряжений магнитометрический ИКНМ-2ФПМ со сканирующим устройством Тип 2, которые позволяют при сканировании снимать по двум каналам показания напряженности поля и длины объекта контроля.

ИКЦ «Технолифт-М» работает в системе экспертизы промышленной безопасности около 10 лет, специализируясь на техническом диагностировании подъемных сооружений. За это время проведено около 700 экспертиз грузоподъемных кранов различного типа, а также подъемников и кранов-трубоукладчиков.

В 2005 году было проведено техническое диагностирование козлового двухконсольного крана марки ККС-10, используемого в технологическом процессе для перегрузки древесины. Кран изготовлен Харьковским заводом ПТО в 1989 году, паспортная группа классификации крана ЗК (легкая). Кран работает с лесозахватом в 3 смены, фактическая группа эксплуатации А7 (тяжелая), т.е. при умеренном режиме нагружения фактическое количество циклов нагружения превысило паспортное значение на порядок. По результатам контрольной проверки по критерию сопротивления усталости пролетного строения крана установлено, что условие усталостной прочности не выполняется. При этом усталостные трещины в несущих металлоконструкциях крана не выявлены, имеющиеся отрицательные остаточные прогибы пролетного строения и консолей не достигли предельного значения, уменьшение сечения вследствие коррозии не превышает 6%, при допустимом 10%.

Предприятие заказало новый кран, а до его пуска было принято согласованное с Управлением Ростехнадзора по РТ решение о продолжении эксплуатации старого крана при условии мониторинга металлоконструкций экспертной организацией.

Мониторинг проводится ежемесячно с декабря 2005 года с использованием метода магнитной памяти металла (МПМ) наряду с другими видами неразрушающего контроля. В течение года снимались 32 магнитограммы на одних и тех же, на наш взгляд, наиболее нагруженных участках металлоконструкций: в основаниях опор, в узлах крепления моста и консолей к опорам и в середине моста. Для уменьшения влияния случайных факторов магнитограммы снимались одним прибором, сканирующим устройством, одним оператором и в одном направлении.

Обработка результатов производилась при помощи программного продукта «ММП-Система». Ежемесячно вычислялись градиенты нормальной составляющей магнитного поля рассеяния и магнитные показатели деформационного упрочнения металла (га) по каждой магнитограмме, а также среднее по крану значение га по всем магнитограммам (участкам металлоконструкций).

По результатам проведения работ в течение 13 месяцев выявлен цикличный характер изменения среднего значения т с периодом 6 месяцев. С декабря 2005 года по март 2006 года значение т увеличилось с 3,25 до 4,14. В апреле оно равно 2,9 с последующим нарастанием до 5,98 в сентябре и уменьшилось до 3,0 в октябре. В месяцы, когда значение т достигало пиковых значений при визуальном осмотре были обнаружены трещины. В марте обнаружена трещина в элементе, где ранее проводились ремонтные работы, в сентябре выявились трещины в сварных швах в нижнем поясе пролетного строения и креплении ребер жёсткости в нижней части жестких опор.

В ноябре и декабре 2006 года в местах высоких значений градиента поля и в нейтральных зонах проведены замеры твердости металла. Они показали, что имеется корреляция между магнитным показателем деформационного упрочнения металла и твердостью. Чем выше т, тем выше твердость.

Мониторинг металлоконструкций крана продолжается, и возможно выявятся другие закономерности, которые позволят более точно подойти к оценке остаточного ресурса кранов.

В целом, для успешного применения метода магнитной памяти металла при обследовании грузоподъемных кранов необходимо совершенствование методической базы в части определения взаимосвязи между магнитным показателем деформационного упрочнения металла и его остаточным ресурсом для разных типов кранов.

© Полушин Л.Б. (ООО ИКЦ «Технолпфт-М», г.Казань)

Последние Научно-технические статьи

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1429, рег №  1194 и рег №  2095

Техническое диагностирование компрессорной установки цеха № 1419

Техническое диагностирование насоса марки RKM-100/200, тех поз. Н-28/4, зав № 131013

Техническое диагностирование технологического трубопровода цеха № 1415, рег № 777 и рег № 3402

Техническое диагностирование электронасоса цеха № 2411

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре

СМИ о
Ростехнадзоре

Предприятия и надзор

Новости
компаний

Промышленные новости, аналитика, обсуждения

© 2006–2017 Вестник Промышленной Безопасности | Реклама на сайте | Связь с нами | Статистика
При полном или частичном использовании материалов Вести ПБ гиперссылка на сайт обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-36452 от 28.05.2009.